Китч - особый стиль интерьера
Китч - особый стиль интерьера
|
|
Китч был, есть и будет всегда. У этого стиля просто нет ни года, ни века, ни эпохи рождения. Он идет своими путями, которые никогда не пересекутся с другими направлениями в искусстве оформления интерьера. Китч словно бы перечеркивает, ставит жирный крест на всех стилях, когда-либо бывших до него.
Китч — это безграничный полет фантазии, зависящий только от характера и темперамента хозяина квартиры, от его вкуса и элементарного чувства меры. Здесь нет никаких канонов абсолютно. Китч не признает правил, установленных прошлым.
Само явление “китч-интерьера” возникло относительно недавно - во второй половине ХХ века. Основная идея китча - это насмешка над традиционной историей и устоявшимися со временем художественными вкусами и стилями. Можно сказать, что это своего рода проявление нигилизма в архитектуре, причем полного нигилизма, отрицающего все предыдущие достижения. При этом откровенная безвкусица используется в качестве принципа подбора вещей в интерьере, а полная несочетаемость цветов и предметов интерьера становится основной отличительной чертой китча. Чтобы хоть как-то проиллюстрировать китч в интерьере, представьте себе следующую картину: вдоль карниза идет позолоченная лепнина, а чуть выше - огромные блестящие звезды на ярко-синем потолке; внизу вдоль стены асимметрично расставлены огромные пальмы в кадках, а пол комнаты выложен керамической плиткой.
Интерьеры в стиле китч обычно становятся модными тогда, когда старые образцы хорошего вкуса начинают приедаться и вызывать сплошную тоску, при этом новая эстетика еще находится в стадии формирования. Исторически это время совпадает с какими-то кризисами: социальными, военными или экономическими, когда жизнь обычного обывателя теряет стабильность, и общество ожидает перемен. И именно поэтому мода на китч достаточно кратковременна.
Однако всегда существует некоторое количество людей, чей характер “испорчен” нигилизмом с самого рождения. Такие люди обожают ставить окружающих в недоумение, ниспровергая устоявшиеся авторитеты. Они всегда очень оригинально одеваются и не менее оригинально обставляют место, где живут.
Обычно китч порождается двумя крайностями: либо чрезмерным богатством и пресыщенностью, либо, наоборот, вопиющей, бросающей вызов бедностью. Но чем бы ни был порожден китч в каждом конкрентном случае, китч - это всегда проявление эпатажа и неординарности.
“Китч от богатства” может возникнуть еще и в форме реакции дизайнеров интерьера и архитекторов на необходимость потакания вкусам, точнее, их полному отсутствию у некоторых клиентов. Таких людей уже не интересуют обычные житейские радости - ни дорогие автомобили, ни продажа земельных участков с хорошей инвестиционной привлекательностью в ближайшем будущем, вспомните анекдоты о новых русских, пресытившихся жизнью, которые были в ходу еще каких-то 10 лет назад… Заказчик имеющий, мягко говоря, “специфическое представление” о красоте и стиле, но при этом обладающий большими финансовыми возможностями и влиянием в обществе, зачастую вынуждает профессионалов создавать китч-”шедевры”, и все попытки дизайнера убедить последнего в рискованности воплощения в жизнь его пожеланий разбиваются о твердыню уверенности клиента в своей правоте и собственном оригинальном и “исключительном” вкусе.
В качестве примера такого интерьера, где клиент, руководствуясь принципами “кто платит, тот и заказывает музыку”, а также “клиент всегда прав”, настаивает на использовании в своем интерьере так полюбившихся ему еще с самого детства элементов интерьеров античной Эллады. В таких случаях в типовых городских (зачастую панельных) квартирах и появляются псевдоантичные колонны, портики и кариатиды, часто в самых неожиданных местах, - в дверном проеме, например. Иногда по иронии дизайнера, атланты и кариатиды получают портретное сходство с хозяевами такого жилища в “антическом стиле”.
В архитектуре обычно излюбленной темой стиля китч являются остроконечные башни и башенки загородных коттеджей, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную “рыцарскую” гостиную может украшать ультрасовременный электрический камин…
У вышеупомянутого китча-от-бедности немного другой облик, чем у только что описанного китча-от-богатства.“Китч от бедности” имеет много общего с уличными граффити. В таких китч-интерьерах основными отделочными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Интерьер такого типа не такой подражательный, как его богатый родственник, а ирония в нем начисто вытесняется агрессией. В таком интерьере можно встретить все что угодно - автомобильные номера на стенах, украденные дорожные знаки, телефонные будки и даже светофоры.
На Западе, где изысканными и стильными интерьерами давно уже никого не удивишь, одно время существовали рекомендации в журналах по дизайну интерьера, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение китч-искусства. Такая эстетика “народного дизайна” основывается на том, что каждый человек обладает некоторым творческим потенциалом и самобытным чувством красоты.В таких рекомендациях, например, можно было встретить совет: ободрать обои с части стены, а затем по трафарету закрасить получившиеся дыры. При этом трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось часто менять: от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц.
А как вам совет по рестайлингу надоевшей мебели? Для этого нужно всего лишь содрать с нее лак на некоторых участках и затем нанести на эти места золотую краску.Резюмируя, подытожим: этот стиль подходит для людей, которым всегда нужно выделяться из толпы, которые хотят быть не такими, как все, которые стремятся к полной свободе выбора. Иногда квартиры, оформленные в этом стиле, выглядят просто потрясающе, и, посетив такой дом, вы отдаете должное фантазии человека, при думавшему такое. Но бывает и так, что, выйдя за дверь китчевого жилища, восклицаешь: «Да там сбеситься можно!» Чтобы про ваш дом говорили «Бесподобно!», вы должны всегда помнить о грани между абсурдом и красотой.