Флористика. Общие рекомендации
Флористика. Общие рекомендации
|
|
Весь материал и инструментарий, который используется для составления композиции, должен храниться в одном месте. Оптимальное место хранения — отдельный ящик или шкаф. Не рекомендуется раскладывать все материалы в разных местах. По окончании работы обязательно мойте, вытирайте и убирайте в место хранения все использованные инструменты.
Приступая непосредственно к выполнению работы, расстелите на рабочем месте клеенку и заранее разложите весь инструмент, который будете использовать.
Каркас композиции выполняется из так называемого формообразующего, или линейного, материала. Это — основная линия композиции, вокруг которой группируются остальные детали. Позаботьтесь о держателе, решите, какой вы будете использовать — игольчатую наколку, моховую подушечку, ветки. Сформировав каркас, приступайте к размещению так называемого второстепенного материала — самих растений. Используя его, старайтесь создавать мягкие, плавные переходы. С их помощью композиция обретет гармоничность и завершенность. Кроме того, этот же материал поможет скрыть крепления.
Прежде чем приступить к исполнению задуманного, определитесь с самым главным — идеей. Тщательно продумайте композицию. Просчитайте ее размеры.
Тщательно подходите к выбору растительного материала, который составит вашу композицию. Учитывайте, что цветущие растения, на тычинках которых уже появилась пыльца, для составления аранжировок не используются: это общее правило для всех растений, исключение составляют лишь немногие. Создавая праздничный букет из цветов, следует учесть и продолжительность жизни срезанных цветов.
Необходимо учитывать периоды роста, покоя и цветения растений, помнить о том, что ваша композиция может меняться по своему виду в разное время года, а иногда стать совсем не похожей на ваш первоначальный замысел. Уделите отдельные время и силы выбору сосуда. Самое главное к нему требование — качество: сосуд не должен протекать. Не выбирайте чрезмерно большой сосуд: он должен соответствовать размерам композиции. Наконец, отдавайте предпочтение однотонным или монохромным сосудам: пестрая посуда в данном случае принесет больше минусов, чем плюсов, и создаст, в лучшем случае, эффект неупорядоченности и непродуманности, который не имеет ничего общего с естественностью. При составлении растительных композиций учитываются форма растений, корневища и цвет листьев. Можно строить свою композицию как по принципу контраста, так и по принципу нюанса и гармонии составляющих ее растений. В контрастных сочетаниях используют низкие раскидистые кусты или ползучие растения наряду с вертикально стоящими, широколистные — с мелколистными растениями, контрастные по цвету или по рисунку на поверхности листьев. Компоновать по нюансному признаку можно растения одного вида, но с разной окраской; с листьями, похожими по форме, но разными по фактуре; подбирать растения в одной гамме, с разными оттенками одного цвета и т. д.
Все элементы декора, используемые для выполнения композиции из кактусов (сюда относится не только сосуд, но и камни, песок, щебень, стеклярус, кому что нравится), должны быть выполнены в неярких тонах. Приглушенные цвета подчеркнут красоту композиции, в то время как яркие и пестрые детали декора лишь отвлекут внимание на себя.
Различают простые цветы, такие как астры, герберы, простые хризантемы, маргаритки, и сложные: георгины и махровые хризантемы, гладиолусы. Проявив немного выдумки и фантазии, из цветов простой формы можно составить красивую комбинацию. Удалив часть листьев, которые закрывают сам цветок, можно добиться легкой, воздушной композиции. Не срезайте бутоны очень коротко. Бутоны на длинном стебле делают композицию более прямолинейной. Полностью раскрывшиеся цветки придают букету пышность, если срезать их более коротко.
Подарочные букеты собирайте в левой руке, правой добавляйте цветы — наклонно, по спирали. Стебли должны перекрещиваться в месте связки.
В середину композиции помещайте более крупный цветок или группу цветов, создавая фокусную точку.
Выбирайте нейтральные фоны для аранжировок.
Равновесие аранжировки имеет большое значение. По этой причине важно иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым.,,чтобы выдержать вес растительного материала. Чем менее симметрична композиция, тем тяжелее должен быть сосуд, при необходимости в него добавляют песок, гравий, керамзит.
Букеты для подношения можно собирать из одного вида цветов, но разных сортов (например, бегония декоративноцветущая, бегония королевская, бегония Мэсона) или из нескольких видов (например, роза, лилия).
Темные цветы выглядят более тяжелыми, нежели светлые, круглые — более тяжелыми, чем трубчатые. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности — при неправильном размещении цветов композиция может выглядеть несбалансированной.
Оптимально создавать композицию в том месте и на той плоскости, где она будет находиться.
Вазу, в которой будет размещена композиция, перед началом работы необходимо поставить в правильное положение. Если вы используете квадратную вазу, она должна стоять перед вами по прямой линии, а не боком или наискосок.
Если вы собираете цветы в плоской вазе, как можно прочнее укрепите держатель, чтобы он не сместился еще во время работы. Крепите держатель в центре вазы для симметричного расположения цветов, и сбоку — для ассиметричного.
Верхнюю часть высокой вазы забирайте проволочной сеткой с плотно закрепленными концами. Все стебли, листья и ветки в композиции должны исходить из одной точки, не перекрещиваться над держателем (если только это не композиция в стиле «модерн»).
Во время работы не держите растительный материал без воды долгое время.
Перед аранжировкой еще раз обновите срезы стеблей и листьев под водой, в небольшой емкости. Цветочные стебли перед накалываем на игольчатый держатель подрезаются прямо, ветки — наискось.
Создавая композицию, откажитесь от идеи однообразия, иначе композиции в настоящем смысле этого слова у вас не получится. Композиция не предполагает монотонности — даже монохромная композиция не означает однообразия. К примеру, растения должны отличаться по окраске, длине и ширине стеблей, листьев, цветков. Чрезмерно большое количество растений не сделает композицию лучше или разнообразней. Избыток в данном случае — качество отрицательное. Пропорциональность важна в основном для пейзажных, небольших и миниатюрных композиций, которые можно испортить слишком крупным цветком или непропорционально большим аксессуаром. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нарушено соотношение между размером сосуда и высотой растений. Не забывайте о правиле «золотого сечения».
Для посадки целой группы растений приходится использовать посуду, у которой диаметр в несколько раз превосходит ее высоту. В дне такой посуды следует сделать не одно, а несколько отверстий для стока воды, расположив одно в центре, а остальные равномерно распределив вдоль стенок. В этом случае исчезает опасность застоя воды в той части горшка, которая случайно может оказаться ниже остальных при его негоризонтальном размещении.
Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Этого можно избежать, если заранее продумать некоторые важные вещи. Первостепенное значение имеет стиль комнаты, ее размеры, фактура стен. Так, пестрые обои не самый подходящий фон для одностороннего букета, так же как белые, бежевые или кремовые — для аранжировки, в которой много бледных цветов.
При подборе растений в композицию можно руководствоваться разными принципами. Можно отталкиваться от совпадения рисунка на листьях, а можно построить все на его же контрасте.
Нередко возникает необходимость вводить в композицию предметы, которые служат опорой для вьющихся растений. Предпочтительно устроить все так, чтобы эти предметы были малозаметны, не отвлекали внимание на себя.
Цветочные композиции не должны мешать: например, композиция на обеденном столе не должна загораживать собеседников; композиция в прихожей не должна мешать проходу.
Создавая композицию, время от времени отходите от нее на некоторое расстояние и осматривайте свое творение с разных ракурсов. Оптимальное расстояние для такого осмотра — около метра: примерно на таком (или даже меньшем) удалении будут находиться те, кому вы сможете продемонстрировать плод своих усилий. Осматривайте композицию на уровне глаз.
В одной композиции нельзя совмещать растения из разных экологических ниш (например, кактусы и флоксы).
Стремитесь к созданию эффекта перспективы. Это правило подразумевает, что крупные растения располагаются на заднем плане, более маленькие — на переднем. Ни одно растение не должно заслонять, перекрывать другое.
По окончании работы задекорируйте держатели листьями, мхом либо декоративными материалами. Если вы используете плетеные корзины, не забывайте перед началом работы выложить их изнутри полиэтиленовой пленкой.