Архитектурный стиль окна
Архитектурный стиль окна
|
|
Жилища наших далеких предков практически не имели окон. Несмотря на то, что первое подобие окна в виде простого отверстия в стене появилось еще во времена неолита, многие древние цивилизации не имели о нем представления, а жилища некоторых народов (юрты, шалаши, вигвамы) и по сей день имеют лишь отверстие для входа людей или выхода дыма.
В древнем Риме и Египте свет мог проникнуть лишь через внутренний дворик. На древнем Востоке вместо окон в стенах домов проделывали слуховые отверстия, которые располагались высоко над землей. В домах и храмах Древней Греции окон в привычном понимании этого слова также не существовало. Их заменяли узкие щели или отверстия в крыше, через которые проникал воздух и свет. Впервые большие окна, выходящие на море, появились в пригородных термах в Помпеях.
На Руси в глубокой древности существовали смотровые проветриваемые окна, которые прорубались в двух бревнах до половины бревна. Их называли волоковыми, поскольку они "заволакивались" изнутри доской. На зиму в окно вставлялась рама (оконница) с бычьим или рыбьим пузырем, промасленным холстом или кусочками слюды.
В эпоху Византии окна имеют узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы умело регулировали освещенность в храмах и домах, умело располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).
В средние века жилища не отличались архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, норманнского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, и прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно видеть в Белой Башне в лондонского Тауэра, построенной в X веке. Именно в романские период появляются первые остекленные окна.
С распространением христианства в Европе происходит постепенное подчинение архитектуры религии, которая полностью отвергает человеческое начало. На смену романскому стилю приходит готика с ее модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремятся ввысь, к Богу. Стрельчатые арочные проемы располагаются высоко от земли и украшаются удивительными по красоте витражами, собранными из разноцветных стекол и иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета.
Характерным элементом готического храма является витражное окно "роза", рождающее ассоциации с символом воинов-тамплиеров. Яркие примеры готического стиля - Собор Парижской богоматери в Париже и собор в Кельне. В период поздней ("пламенеющей") готики форма оконных проемов напоминает языки пламени (церковь Сен-Маклу в Руане).
Пришедший на смену готике Ренессанс утверждает свободу от религиозных догм и ценность человеческой личности. XV век возвращает интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна зданий этого периода теряют свой возвышенный облик и приобретают прямоугольную форму, а стекла в них становятся прозрачными. В XV веке в Италии появились окна, разделенные на три части переплетом в форме креста.
Как известно, природа развивается от простого к сложному. Тот же закон справедлив и для архитектуры. В XVI веке на смену Ренессансу приходит "причудливый" стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличает динамичность, разнообразие, экспрессия, тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой становится кривая линия. Окна зданий того времени имеют различную геометрическую форму: круга, эллипса и т.д.
Для барокко типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины и конструкции. В этот период появляются распашные конструкции окон, а также двойное остекление. В XVII веке появляется новая технология изготовления плоских стекол. благодаря этому во Франции появляется все больше прозрачных окон большого размера, которые начинались о самого пола и стали известны во всем мире как французские.
На смену барокко приходят классические формы с их ясностью и лаконичностью. Классицизм начала XIX века отличает простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдается симметричность и правильность форм, а также использование архитектурных элементов, существовавших в античный период (колонны, портики). В этот период окна приобретают современный вид. Они имеют классическую прямоугольную форму и две пары переплетов. Также распространены окна с горбыльками на нижних створках или с изогнутыми оконными перемычками.
С середины XIX и до начала XX века архитектура во власти эклектики, вобравшей в себя отголоски всех стилей, удачно комбинируя их для создания новых форм. Главным достижением эклектики стал отказ от строгих классических форм и утверждение творческой свободы архитекторов. Благодаря эклектике, в моду входят восточные мотивы: мавританские, китайские, египетские и т.д.
Поскольку период эклектики приходится на период бурного развития промышленности, окна приобретают исключительно функциональное назначение. Появляются окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким и верхними створками.
В конце XIX-начале XX века появляется стиль модерн, или Ар-нуво, провозгласивший отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных изогнутых форм. Архитектура модерна гармонично сочетает функциональность и эстетичность. Все элементы здания создаются в едином стилевом решении, а при строительстве широко используются новые технологии и материалы (стекло, металл).
В стиле модерн выполнена знаменитая Эйфелева башня. В этот период строгая геометрическая форма уступает место более округлой и плавной. Яркий представитель модерна Антонио Гауди смело экспериментировал с обликом зданий и формой окон, которые кажутся скорее делом рук природы, нежели человека (дом Костей, парк Гуэль). Вообще стилю модерн присуще огромное разнообразие форм окна, символизирующее стремление к свободе самовыражения и раскрепощение духа. Часто на одном фасаде здания не было даже двух одинаковых окон.
С 1910 года появляется новое направление в архитектуре под названием функционализм, которое является одним из ответвлений модернизма. На первый план выходит функциональность здания. Это проявляется в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками. Функционализм второй половины XX века использует минималистические формы параллелепипеда, а основным материалом для постройки зданий являются серые железобетонные плиты.
Здания этого периода - безликие бездушные постройки с плоскими крышами, отличающиеся грубой отделкой. Окна таких домов маленькие, закрытые и тяжеловесные. Для нежилых домов применяется ленточное остекление.
В 1920-1930 годах развитие получает конструктивизм, характеризующийся строгостью, лаконичностью форм. В этом стиле выполнялись фабрики-кухни, рабочие клубы, дворцы труда и т.д. в свете конструктивизма окно приобретает строгую геометрическую (квадратную или прямоугольную) форму. В рамках этого направления с 1919 по 1933 гг возникает баухауз. Идеологи этоог направления полагали, что архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.
На смену конструктивизму приходит роскошный стиль ар-деко, существовавший в 20-50-х годах XX века. Его характерные черты - этнические геометрические узоры, шик, современные материалы (алюминий, нержавеющая сталь). В архитектуре широко используются ступенчатые и зигзагообразные формы, смелые кривые линии, не имеющие ничего общего с плавными и мягкими линиями модерна.
В моду входят плоские крыши, свободная планировка и ленточные окна, которые могли быть протянуты вдоль всего фасада. Американским ответвлением ар-деко является стримлайн модерн. В этом стиле построены лекционные залы Радио Мьюзик Холла и знаменитый шпиль небоскреба здания Крайслер в Нью-Йорке.
В конце XX века появляется новое направление в архитектуре - постмодернизм. Яркий пример здания, построенного в подобном стиле - Дом оперы в Сиднее. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства, в котором свободно переплетаются смысловые образы.
Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики. В настоящее время наибольшую актуальность приобрели такие направления как неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, объединенные в группу под названием неомодернизм.
Хай-тек - архитектурный стиль, зародившийся в 80-е годы XX века, воспринимавший архитектуру как инженерию. Здания в стиле хай-тек можно легко выделить по обилию стекла и пластика, наличию трубчатых конструкций из металла, широкому использованию серебристо-металлического цвета и элементов кубизма и конструктивизма. Также для хай-тека типично ленточное остекление или остекление поверхностей большой площади.
Ультрасовременное архитектурное движение био-тек добивается выразительности за счет заимствования природных форм. Это направление еще не до конца сформировано, поэтому ему не хватает практичности и функциональности. Архитектурная бионика противопоставляет прямоугольную конструкцию зданий и криволинейные формы. Это направление также получило названия "архитектурная бионика", "эко-тек", "биоурбанизм". В этом стиле построены национальный космический центр Великобритании, художественный музей в штате Милуоки, США.
Окно имеет длинную историю. Со времени, когда оно было лишь отверстием в стене и до того момента, когда оно приобрело сложную современную конструкцию, прошло много столетий. Сегодня окно не только влияют на общее впечатление от здания. Благодаря современным материалам и технологиям, они обеспечивают комфорт в помещении, регулируя температуру и уровень шума.
Вопрос о том, какой же архитектурный стиль и тип евроокон выбрать для своего дома, не из легких. Как показывает опыт, одним из популярных стилей современных коттеджей является классический с присущим ему разнообразием геометрических форм окон: прямоугольных, квадратных, арочных, круглых, эллипсовидных, треугольных и даже трапециевидных. Современные евроокна могут быть даже витражными.
В России также завоевывают популярность небольшие коттеджи в скандинавском стиле, которому присущи простота и экологичность. В таких домах, как правило, устанавливают экологически чистые евроокна с двойным или тройным остеклением.
Широким спросом пользуются дома в стиле модерн. Окна на фасаде такого дома могут быть разными. В последнее время все чаще появляются дома, имитирующие национальные русские избушки. В таких домах можно установить деревянные окна с декоративными профилями.