Стили дизайна "арт-деко"
Стили дизайна `арт-деко`
|
|
Арт-деко или ар-деко (франц. Art Deco - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже) - художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики, получивший распространение в 1918-1939 гг. во Франции, отчасти в других европейских странах и США.
Датой начала бурного развития этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Французский архитектор Ле Корбюзье, один из основателей конструктивизма и функционализма, специально для этой выставки спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»), а художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры.
В целом ар-деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна, продолжающую излюбленные темы и мотивы стиля ар-нуво - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета.
Ар-деко - последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое. Духовная растерянность и смешение эстетических критериев в период между двумя мировыми войнами заслонялись сознательной эклектикой ретростилей.
Интерьеры, оформленные в стиле ар-деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника». В декоративных росписях ар-деко и вновь вошедших в моду витражах и мозаике изображались женские тела в экспрессионистски изломанных движениях, деформированные - с фантастически развитой «мужской» мускулатурой, в изделиях особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила.
В Италии и Германии элементы стиля ар-деко перерастали в архитектуру «нового ампира» - фашистского стиля Третьего Рейха.
Ар-деко нередко называют последним из художественных стилей, который соединял несоединимое. В конце XX столетия смелые контрасты геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем ар-деко, снова возрождаются в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.