Световой сценарий для кухни
Световой сценарий для кухни
|
|
Мы уходим на работу рано утром и возвращаемся поздно вечером. В итоге чаще всего попадаем на кухню, когда за окном темно. И тогда на первый план выходит искусственное освещение. Как грамотно организовать его, чтобы в рабочей зоне около плиты и мойки было удобно работать, а свет над обеденным столом располагал к отдыху и общению?
Вкус и свет
Нет ничего более неприятного, чем неграмотная подсветка рабочего места, тусклый свет или падающая некстати тень. Ведь хорошая хозяйка раскрывает свой творческий потенциал, находясь на кухне, а потому важно, чтобы окружающая ее обстановка максимально благоприятствовала процессу приготовления пищи.
Так каким быть свету на кухне? Начнем с того, что искусственное освещение бывает разных видов, и у каждого свое назначение.
Общее освещение равномерно (или почти равномерно) заполняет все пространство. Светильники общего назначения обычно самые мощные в помещении. Традиционно мы чаще всего используем яркий верхний свет и пренебрегаем широчайшими возможностями, предоставляемыми локальным освещением. Специалисты считают, что освещение кухни в виде классических потолочных светильников в центре - архаичный вариант, к тому же не всегда оправданный. Во-первых, такой свет не дает возможности мягко регулировать интенсивность освещения.
Это непрактично, поскольку уровень естественной освещенности, как правило, снижается неравномерно. Во-вторых, единственный источник света подчеркивает контрасты и, как следствие, утомляет глаза. В-третьих, люстра, расположенная в центре потолка, ярче всего освещает именно середину помещения, то есть тот участок, который на кухне, как правило, наименее задействован. Чтобы при подобном раскладе добиться удовлетворительного освещения всей комнаты, придется увеличивать мощность, но тогда человек, оказавшись в центре кухни, будет чувствовать себя, как ведущий телешоу под лучами юпитеров.Оптимальным же, особенно для больших помещений, можно считать верхний, равномерно распределенный свет, обильно и мягко льющийся с потолка, который позволяет заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Поэтому предлагается общее освещение создавать при помощи нескольких потолочных светильников (как вариант - расположенных по периметру кухни), обеспечивающих равномерно распределенный свет. Если кухня крошечная, общий свет может непосредственно формироваться локальными источниками, предназначенными для рабочего фронта, обеденного стола и барной стойки, если таковая есть.
Рабочее освещение служит для того, чтобы при нем можно было с успехом заниматься каким-нибудь делом. На кухне нам то и дело приходится сталкиваться со всевозможными опасными предметами, начиная от острых разделочных ножей и заканчивая кипящим чайником. Чтобы уберечься от неприятностей, необходимо в первую очередь ярко осветить рабочие поверхности.
Существуют два основных варианта светильников для рабочей зоны: флуоресцентные и галогеновые. Флуоресцентные лампы дают более равномерный рассеянный свет, но вызывают у многих ассоциации с общественными помещениями. Для дома больше подойдут галогеновые споты. Они светят ярче и к тому же работают через трансформатор с напряжением 12 вольт, что значительно безопаснее. Для кухни, где, как и в ванной, бывает повышенная влажность, это немаловажный фактор.Многие комплекты кухонной мебели уже снабжены встроенной подсветкой. Существует несколько вариантов расположения встроенных светильников. Модный раньше карниз с рядом лампочек уступает место подсветке, расположенной под навесными шкафами. Кроме того, небольшие лампочки могут быть вмонтированы в стеновую панель над рабочей поверхностью или располагаться прямо внутри шкафчиков, за стеклянными дверцами. Последний вариант предназначен скорее для украшения, нежели для дела, хотя и он может оказаться полезен.
С одной стороны, такое освещение позволяет легко ориентироваться в содержимом шкафов и вместительных полок. Помимо этого, свет, льющийся сквозь легкие дверцы, создает в кухне особую атмосферу уюта. Такой свет намного предпочтительнее, чем тот, что идет от люминесцентных ламп, придающих синий оттенок пище и от слишком яркого общего освещения. Дополнительный свет над плитой дает, как правило, и подсветка, встроенная в вытяжку.
Включаться такие системы освещения могут одним выключателем, а могут быть разбиты на группы, например, отдельно над мойкой, отдельно над рабочей поверхностью.
Местное, локальное освещение необходимо для зонирования, выделения отдельных островков из окружающего светового фона - будь то рабочая зона или обеденный стол на кухне. Локальное освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости от места работы, и свет их всегда направлен вниз. В подавляющем большинстве случаев используются диффузные отражатели - плафоны, защищающие глаза.Все светильники местного освещения рассчитаны таким образом, что в круге диаметром 0,5 м создается освещенность, достаточная для нормальной работы. Кстати, если есть задача увеличить малометражную кухню, то сделать это можно, не только минимизируя количество мебели и используя встроенную технику, но и с помощью направленного светового потока. Зрительно кухонное пространство увеличивается и кажется длиннее, если направить световой поток по длине. Пеналообразное пространство можно сделать короче, расположив светильники таким образом, чтобы они освещали кухню в поперечном направлении.
Декоративное освещение - его предназначение следует из самого названия. Если локальное освещение расставляет пространственные акценты, то декоративное - эстетические.Наиболее дальновидные производители кухонной мебели уделяют встроенной подсветке особое внимание и специально разрабатывают разнообразные нестандартные системы освещения. Оригинальным образом светодизайн кухни дополняет встроенная подсветка кухонных шкафов с прозрачными и полупрозрачными дверцами (выше мы сказали, что такая подсветка имеет и чисто функциональное назначение). Или, например, светящиеся изнутри полупрозрачные кухонные полки. Или подсветку, основанную на способности материала днем насыщаться светом, а ночью отдавать накопленную энергию. Торцы рабочих топов и полок, украшенные полосками из такого материала, в темноте начинают светиться желтым, синим или бирюзовым светом. Конечно, подобная "разметка" не избавит от необходимости включать свет, однако сориентироваться на кухне в темноте станет куда проще.
Незыблемое правило светодизайна на кухне - близость к естественному спектру. Цветной свет хотя и не рекомендован для оформления кухни, но и не запрещен. Он хорош для декоративного, дополнительного освещения, но не основного. Цвет - гиперактивный элемент, оказывающий влияние на психическое и эмоциональное состояние человека. Поэтому и использовать цветной свет на кухне следует аккуратно, желательно после консультации со светодизайнером.
Сколько светильников должно быть на кухне?
Сколько и каких светильников должно быть на кухне? Все зависит от площади и планировки. Скажем, на небольшой типовой кухне вполне можно обойтись традиционным верхним светом и стандартной встроенной подсветкой рабочей поверхности. Ее яркость определяется индивидуально, но стандартная рекомендация - по одному галогеновому споту через каждые 60 см. Плох не только недостаток света, его излишек также может вызвать дискомфорт. Считается, что при высоте кухни не более 2,7 м для общего света вполне достаточно 15 Вт мощности на 1 м2 площади.
Комбинированное освещение достигается не только одновременным использованием светильников общего и местного назначения, но и при помощи светильников комбинированного освещения. К ним относятся люстры, имеющие две группы ламп. Одна группа ламп направлена вниз и обеспечивает местное освещение, а другая - вверх и, соответственно, обеспечивает общее. В других модификациях люстр лампы обеих групп направлены вверх, и изменение освещенности достигается включением разного количества ламп, так как обе группы можно включать независимо друг от друга.
Для распространенного варианта, при котором кухня объединена с гостиной или столовой, потребуется куда больше "спецэффектов" - неплохо, чтобы в дополнение к упомянутому выше рабочему освещению появилась отдельная лампа над обеденным столом, регулируемая по высоте.
Возможностей освещения сегодня множество, главное - вдумчиво отнестись к подбору оборудования и не бояться экспериментировать.