Акустический комфорт
Акустический комфорт
|
|
Достигнуть комфортабельной звуковой обстановки в жилье без специальных усилий и мероприятий практически нереально . Покупая , например , квартиру ( новейшую либо же старенькую ), будьте готовы к тому , что биться с шумом вам придется за собственный счет . Ну и редкий коттедж может повытрепываться реальным акустическим комфортом.
Профессионализм - залог фуррора
Спецы именуют целый ряд обстоятельств сложившейся ситуации , и фактически они все довольно традиционны для российского строительства . Ситуация с городским жильем явна . Так как спрос превосходит предложение , инвестор не заинтересован в дополнительных издержек на строительство , дескать , и так купят . Ну и клиент сейчас готов к тому , что получит нагие стенки .
Даже планируя ремонт либо строительство коттеджа , сам обладатель изредка думает о будущем звуковом комфорте . Решать проблемы с шумом начинают по факту их существования , не предусмотрев даже самых элементарных мер . Исправлять же ситуацию , когда требования по акустике вначале не были учтены , намного труднее и дороже .
Идеальнее всего предугадать мероприятия по шумоизоляции и корректировки акустики на стадии подготовки проекта строительства дома либо ремонта квартиры . По оценкам специалистов , это удорожает строительство в среднем на 30 %. При всем этом следует держать в голове , что для удачной реализации проекта нужно проф и всеохватывающее решение намеченных целей . Без помощи других же добиться соответствующего акустического комфорта очень трудно . Необходимы познания и опыт специалистов - акустиков , которые сумеют качественно выполнить вашу мечту о тиши . И решение для каждого определенного варианта будет личным , зависящим от начальных данных и требуемого результата . Ведь при подготовке проекта шумоизоляции и ( либо ) коррекции акустики нужно учитывать огромное количество аспектов , к примеру вид и уровень шума , диапазон частот ( высочайшие , низкие , средние ), а также привязать характеристики шума к его конкретному источнику .
У заказчика , пожелавшего таки достигнуть соответствующего акустического комфорта в своем жилье , трудности начинаются уже на этапе проектирования и подбора материалов . Во - первых , как оказывается , не так - то и просто отыскать экспертов , способных квалифицированно сделать проект и выполнить мероприятия по защите от шума . Традиции старой русской школы строительной и строительной акустики утеряны ( сейчас , по отзывам профессионалов , отлично работает. Во - вторых , многие торговцы соответствующих материалов , также компании , заявляющие о для себя как о специалистах , изначально неправильно подают информацию заказчику . Обычный пример - замена понятий " шумоизоляция " и " звукопоглощение " применительно к материалам звукопоглощающих облицовок . Нередко такие материалы именуют звукоизоляционными , в то время как этот термин применим только к конструкции . Материалы облицовок , утверждают спецы , следует именовать звукопоглощающими .
1-ый термин предполагает отражение звуковой энергии , а 2-ой - ее поглощение . Очередное заблуждение : неплохую звукоизоляцию можно получить , используя только звукопоглощающий материал . Но использовать его для заслуги требуемого результата по шумоизоляции не совершенно уместно . Звукоизолирующие конструкции намного эффективнее . Не считая того , акустический комфорт подразумевает не только лишь поглощение , да и отражение звуковой энергии - нужен разумный баланс меж этими процессами .
Более принципиальна и квалификация строителей - монтажников . Непрофессиональный подход к монтажу звукоизолирующих конструкций здания оборачивается для заказчика дополнительными валютными и временными затратами . К примеру , нередко потребителю предлагают материалы и технологии , владеющие , как говорят торговцы , звукоизоляционными свойствами . Но их применение требуемого результата не дает . Случается , что строители не понимают предназначения неких слоев звукоизоляционного " пирога ". А как следует , неправильно используют материалы и технологии .
Анатомия шума : не все так просто
Чтоб ориентироваться в вопросах звукоизоляции на уровне " продвинутого " потребителя , нужно разобраться в неких терминах и понятиях .
Мастера нередко употребляют термин " акустика помещений ". Он обозначает комплексное понятие и предполагает решение взаимосвязанных задач , а конкретно : защиту помещения от звуков , проникающих снаружи ( звукоизоляцию ), и высококачественное распространение нужных звуков снутри него ( коррекцию акустики ).
Советуют также различать такие понятия , как " шум " и " звук ". Звук , с точки зрения акустики , - это физическое явление , вызванное колебательным движением частиц среды . Интенсивность звука принято измерять в децибелах ( дБ ). Шум - это хаотичное смешение звуков , не несущее на этот момент полезной для человека информации . Различают два вида шума ( по характеру его распространения в помещении ): воздушный и структурный .
Воздушный шум - это вибрации , создаваемые некоторым источником , которые вызывают звуковые волны в форме колебаний воздуха . Традиционный пример воздушного шума - вопли соседского магнитофона в полночь .
Структурный шум появляется в итоге механического воздействия на какую - или поверхность ( в здании распространяется преимущественно по элементам конструкции ). Наиболее всераспространенные примеры - перемещение мебели , шаги и пр . Более навязчива и плохо воспринимаема такая разновидность структурного шума , как ударный ( стук по трубе , стук каблуков по кафельной плитке и т . п .).
Источниками шумов ( при этом обоих видов ) могут быть и бытовые приборы , к примеру , система принудительной вентиляции .
Системный подход : основное ...
Способность в той либо другой степени изолировать шум присуща хоть какому строительному материалу - кирпичу , бетону , дереву и пр . Вопрос в том , как отлично он поглощает звук . И тут следует направить внимание на специальные звукопоглощающие материалы . Кроме того , корректнее рассматривать систему шумоизоляции , так именуемый пирог . Именно мультислойная звукоизолирующая конструкция считается более хорошим на сегодняшний денек вариантом . Она обеспечивает акустический комфорт , сохраняя при всем этом значительно больше полезной площади ( что особенно животрепещуще для хозяев квартир ).
Принципов сотворения звукоизолирующих конструкций не так и много . Спецы уточняют : есть конструкции для изоляции от ударного и от воздушного шума . Как правило , изолируют последующие элементы строения :
- стенки ( перегородки );
- полы и потолки ;
- оборудование и инженерные коммуникации , если они служат источниками шума .
Не следует забывать и об оконных конструкциях - как о самом оконном блоке , так и о правилах его установки исходя из убеждений обеспечения шумоизоляции.
Стенки . Конструкция звукоизоляционного " пирога " в данном случае подразумевает чередование как минимум 2-ух слоев - жесткого и мягкого ( звукопоглощающего материала ). Первый слой отражает часть звуковой волны , а 2-ой поглощает " остаток ".
Типовое решение для шумоизоляции стенок - каркасная облицовка с обшивкой гипсокартонными плитами ( ГКП ). Звукопоглощающий материал укладывают меж стенкой - основанием и плитой обшивки . При монтаже данной конструкции принципиально верно избрать звукопоглощающий материал и толщину жесткого слоя , также изолировать места так называемых жестких связей , к примеру места соединений каркаса со стенкой , упругими прокладками ( чтоб пресечь распространение шума через каркас на наружные плиты обшивки ). В неприятном случае обшивка будет " переизлучать " звук , отраженный от стенки , а звукопоглотитель просто не будет работать . Необходимо также избегать жестких связей ГКП с примыкающими боковыми конструкциями - стенками , полом , потолком . Для этого используют подложки и прокладки из звукопоглощающего материала .
Принципно принципиально в качестве заполнителя использовать конкретно звукопоглощающий материал , а не обыденный теплоизолятор . Сегодня же почти всегда для наполнения данных конструкций используют теплоизолятор ( так как он дешевле ). Акустические характеристики теплоизоляторов , выраженные в количественных показателях ( звукопоглощение ), отличаются от аналогичных параметров звукопоглощающих материалов в пару раз . Так , коэффициент звукопоглощения материалов - теплоизоляторов ( также звукопоглощающих ) колеблется от 0,36 до 0,95. Это означает , что материал поглощает от 36 до 95 % падающей на него энергии звуковых волн в определенном ( нормируемом ) спектре частот . У более нередко используемых теплоизоляторов этот показатель составляет приблизительно 0,36. Высококачественный показатель специального звукопоглощающего материала добивается 0,95. Вывод очевиден : чтоб достигнуть определенного эффекта , необходимо использовать материал , созданный для решения конкретно этой , определенной задачки .
Для наполнения стеновых звукоизолирующих конструкций спецы советуют минераловолоконные плиты . Не считая того , можно использовать такие материалы , как : базальтовая вата , каолиновая вата , вспененное стекло , целлюлозная вата , пробковые агломераты , маты из кокосового волокна .
Минеральная вата считается более долговечным огнестойким материалом с неплохой паропроницаемостью ( стенки дома будут " дышать ", что сделает лучше локальный климат помещений ). Но еще большей долговечностью , отмечают специалисты компании " Энран - Амор ", отличаются пробковые материалы , которые к тому же можно использовать в качестве конструкционных .
В целом , по воззрению профессионалов - акустиков , фактически не существует таких конструкций , которые изолируют звук на 100 %. Но для получения акустического комфорта это и не надо . Основная задачка - свести вредное воздействие шума к минимуму . А звуковая обстановка при уровне шума ниже 25 дБ может быть даже вредной , плохо повлиять на психику человека .
Недочетом каркасной конструкции справедливо считают само наличие каркаса , проводящего звук . Вместе с упомянутым выше обычным методом нейтрализации этого характеристики прогрессивные мировые технологии предлагают новейшее решение . Идет речь о особых эластичных подвесах для потолочных и стеновых конструкций . В металлической конструкции подвеса , который крепится к стенке либо перекрытию потолка , в разрыв вставляют упругий элемент из специального материала Sylomer ( Австрия ), предотвращающего распространение звуковой энергии по подвесу . Применение упругих частей существенно увеличивает звукоизоляционные свойства помещения . Цена обозначенных подвесов для устройства 1 м г потолка либо стенки составит порядка 8 EUR .
Посреди так именуемых готовых решений для шумоизоляции помещений специалисты именуют пазогребневые сэндвич - панели ЗИПС , состоящие из гипсоволоконных плит и минеральной ваты или штапельного стекловолокна , которое употребляют в качестве шумопоглощающего наполнителя . Панели лишены существенного недочета традиционных звукоизолирующих конструкций - каркаса . Они позволяют выстроить звукоизолирующую конструкцию без жестких связей ( минимизируя передачу акустической энергии от стенки на поверхность облицовки ). К стенке панели крепятся через особое виброизолированное крепление . Такое решение позволяет достигнуть не плохих характеристик шумоизоляции : при толщине 70 мм четырехслойная панель обеспечивает дополнительную звукоизоляцию 10 дБ ( например , повышение толщины стенки вдвое снижает шум на б дБ ).
Как досадно бы это не звучало , невзирая на ряд преимуществ - легкость , отсутствие массивности , - даже эти конструкции съедают полезную площадь . Но следует держать в голове , что понятия " узкая " и " эффективная " в отношении шумоизоляции не совершенно совместимы .
Пол . В особенности болезненна неувязка шума сверху для хозяев городских квартир . Ну и в особняке в несколько этажей она актуальна . При всем этом фактически не играет роли то , из какого материала выполнено междуэтажное перекрытие . В качестве обстоятельств неплохой слышимости ударного шума спецы называют недостаточную массивность перекрытия , жесткие связи в его конструкции , твердость материала напольного покрытия ( к примеру , керамической плитки ).
Хорошим решением этой трудности считается разработка " плавающий пол ". В отечественной строительной акустике она предполагает устройство стяжки на разделяющем слое : под разглаживающую стяжку укладывают особый гибкий материал - изолятор ударного шума . Для звукоизоляции в системах " плавающий пол " ( под стяжку ) употребляют стеклохолст , стекломаты , листы пенопропилена , пробковый агломерат , маты из кокосового волокна и пр .
Но специалисты " Экран - Амора ", ссылаясь на прогрессивный забугорный опыт , предлагают улучшенную технологию : помимо устройства " плавающей " стяжки они советуют укладывать звукопоглощающий материал ( пробковый ) под финальное напольное покрытие .
Сейчас на украинском рынке достаточно обширно представлены и отделочные напольные материалы , к изнаночной стороне которых уже приклеены звукопоглощающие материалы . Западные производители предлагают также напольные покрытия , изготовленные по улучшенной технологии ( к примеру , Wicanders Acousticork NRT ), в каких звукоизоляционный пробковый барьер ( кроме подложки с обратной стороны напольного элемента ) размещен меж древесноволоконной плитой и слоем шпона .
При устройстве " плавающего " пола следует держать в голове , что ни стяжка , ни финальное покрытие не должны соприкасаться со стенами - во избежание образования " звукопроводящих мостиков ". Для этого перед укладкой звукопоглощающего материала под стяжку по всему периметру помещения на стенки клеится лента из звукопоглощающего материала на высоту конструкции пола ( стяжка + материал отделки ) - периметральный звуковой барьер . В неприятном случае звукоизолирующий эффект будет значительно снижен .
Более принципиально изолировать трубы отопления , водоснабжения и т . п ., встроенные в пол и стенки .
... И принципиальные " частности "
Потолок . Дополнительную тишину может обеспечить так именуемый акустический подвесной потолок . Более всераспространенный материал для этих конструкций - спрессованные плиты из узкого минерального либо стекловолокна .
Звукопоглощающие характеристики потолка зависят и от материала лицевой отделки потолочной плиты : он должен быть пористым , чтоб воздух мог просачиваться в толщу плиты и , соответственно , задерживать звук . Потому , если вы отважтесь обновить собственный акустический потолок методом окрашивания , знайте , что заполнение краской микропор значительно понизит звукоизоляционные свойства потолка .
Акустический потолок понижает уровень шума менее чем на 10 дБ . С помощью этой конструкции можно помешать проникновению звука , к примеру , разбиваемой посуды , а вот топот и беготня все равно будут слышны .
Окна . Согласно санитарным нормам , в дневное время светопрозрачные конструкции , то бишь окна , не должны пропускать больше 40 дБ шума . В то же время уровень шума около оживленной трассы может составлять порядка 80 дБ .
Пользующийся популярностью метод защиты от уличного шума - установка стеклопакетов . При всем этом
следует учесть площадь остекления . Чем она больше , тем огромную отражающую поверхность она делает . Чтоб обеспечить хорошую звукоизоляцию окна , нужно , чтобы расстояния меж стеклами были как можно больше . То же самое касается и толщины стекол , при всем этом она должна быть разной . Например , наружного стекла - 8 мм , внутреннего - б мм . Естественно , выполнение этих требований удорожает окно .
Улучшает шумоизоляционные характеристики и заполненный воздухом либо особым газом межстекольный просвет . Но более эффективна , как говорят спецы , герметизация притвора , которую обеспечивают прокладки по периметру створок и рамы . Так , герметичное уплотнение створок может повысить звукоизоляцию на 6 дБ . Герметизация притвора эффективна и в случае со старенькыми окнами . Более принципиально обеспечить герметичность меж рамой окна и просветом .
Следует также позаботиться о правильном монтаже : необходимо очень уменьшить передачу структурных шумов конструкций строения на поверхность стекла . Потому , к примеру , спецы компании " Акустические материалы и технологии " советуют укреплять монтажные пластинки для фиксации оконных рам к стенкам через изолирующие прокладки .
Не считая того , плоскость рамы окна не обязана иметь жесткий контакт с внешней стенкой .
Для изоляции окна от воздушного шума используют пассивную систему приточной вентиляции с шумозащищенным клапаном . Она обеспечивает поступление воздуха и предотвращает проникновение шума .
Оконные откосы также следует изолировать , применяя , например , те же панели ЗИПС .
Изоляция инженерного оборудования . Вопрос звукоизоляции оборудования необходимо решать раздельно для каждого определенного случая . И делать это должны спецы .
Оборудование кроме структурного и воздушного шума обладает таковой противной особенностью , как вибрация . Современные же дома просто напичканы аппаратурой - котлами , вентиляционным оборудованием и т . д . Хорошим изолятором в этом случае является тот жеБу 1 отег . Не считая того , он выдерживает очень высочайшие нагрузки - до 100 т / м 2 . Это значит , что , если , например , использовать его в качестве подложки под довольно томным котельным оборудованием , он , в отличие от традиционных резиновых и иных полимерных прокладок , не утратит эластичности , а означает , и изоляционных параметров .
Изолировать шумы от бытовых устройств ( стиральных машин , акустических систем домашних кинозалов ) можно , установив их на эластичные звукоизолирующие маты , к примеру пробковые .
Для улучшения акустического комфорта рекомендуют также приклеить на ножки мебели прокладки из звукопоглощающего материала . Это не только лишь создаст положительный звуковой эффект , да и продлит долговечность напольного покрытия .
Источниками проникания шума могут быть также щели под дверцей , зазоры и отверстия в стенках и перегородках , сквозные настенные отверстия для электророзеток и пр .
Спецы советуют довольно простые и действенные меры . К примеру , вентиляционные отверстия в межкомнатных дверцах следует снабдить закрывающимися шторками . Электророзетки необходимо располагать со смещением по горизонтали , ликвидируя таким образом пути проникания шумов .
Так либо по другому действенной звукоизоляция вашего дома либо квартиры будет исключительно в случае системного и всеохватывающего подхода , при условии учета всех аспектов начальной ситуации . Очевидно , не стоит сберегать ни на материалах , ни тем паче на услугах профессионалов - акустиков.