Классическая кухня в стиле кантри
Классическая кухня в стиле кантри
|
|
Сегодня повышенным спросом пользуются классические кухни «под старину» (стиль кантри). Они создают атмосферу тепла и уюта, наверное, здесь и кроется секрет их популярности. Для классической кухни в стиле кантри характерно активное использование дерева (или его имитации). Характеристики дерева – его фактура, цвет играют в мебели очень важную роль.
Фасады кухонь в стиле кантри чаще всего выполняются с филенкой. Филенчатая дверца представляет собой деревянную раму и вставленное в нее полотно – филенку. Такая конструкция позволяет предотвращать деформацию створки. Чаще всего филенка – это шпонированная ДСП. Филенка может быть ровной или резной.
Прямая рама характерна для более простых моделей. В кухнях «под старину» рама фигурная, верхняя планка имеет выгнутую форму, нижняя либо зеркально повторяет верхнюю, либо делается прямой. Дверцы украшаются интарсией (инкрустацией из пластинок дерева других пород), резьбой, рельефными декорами.
Поверхности фасадов бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (шелковисто-матовыми). Глянцевые фасады покрыты несколькими слоями лака. Для матовых фасадов используют специальные матовые лаки. На такой поверхности хорошо видна естественная структура древесины и малозаметны дефекты. Шелковисто-матовые фасады – компромисс между глянцевым и матовым покрытием. Когда свет падает сбоку, поверхность слегка блестит, при этом сохраняются все плюсы матового покрытия.
Породы деревьев, применяемые для кухонных гарнитуров, отличаются цветом и фактурой. Самыми распространенными являются дуб, вишня, бук. В старину для мебели часто использовали дуб, но он темнеет со временем. Сейчас применяют дуб как классический, так и мореный, то есть темный. Мореный дуб так же используют для искусственно состаренной мебели. Хорошо смотрятся кухни из сосны. Светлая древесина создает жизнерадостное настроение. Сосну окрашивают в различные цвета (белый, синий, зеленый и т.д.), при этом фактура остается видимой.
Современные технологии позволяют изготовить филенчатые фасады из МДФ, которая покрывается пластиком, имитирующим структуру древесины. Так делаются кухни эконом-класса. Кантри предполагает небольшое цветовое разнообразие мебели. Хотя фасады и покрываются красками, их удел пастельные тона.
Старина нравится многим людям, и они готовы покупать новую «старую» мебель. Современная кухонная индустрия имеет ряд технологических наработок, которые позволяют добиваться такого эффекта. Перед покрытием поверхности у фасадов стачивают острые углы, имитируют дефекты поверхности, якобы оставленные жуком – древоточцем. Иногда делают браширование – жесткой металлической щеткой обрабатывают поверхность фасадов, выскребая более мягкие волокна, получается эффект многолетнего износа. Дерево покрывают морилкой, которая заполняет искусственные дефекты древесины, выделяя их более темным тоном. Фасады, как правило, обрабатываются матовой краской.
В навесных шкафах филенку иногда заменяют стеклом. Это делается в шкафах, похожих на старые буфеты, предназначенных для хранения красивой посуды. Для стеклянных створок, как правило, не используется прозрачное стекло, применяется либо матовое, либо разноцветные витражи, встроенные в металлическую рамку. Иногда для украшения используют вставки из расписанной керамики или гравировку.
Современные кухни решаются большими плоскостями. Это совершенно неприемлемо в кухнях кантри. Деревянные гарнитуры, как и прежде, состоят из нешироких шкафов. Напольные тумбы остались с распашными дверцами, тем более что они стилистически поддерживают идею старой кухни, реже используются выдвижные ящики, обычно только неширокие кассетницы и узкие выдвижные секции, в которых хранят различные бутылки (с маслом, уксусом и др.).
Причины тому просты и понятны.
Дизайн фасадов разрабатывался для вытянутых вверх дверок. Если их форму изменить под модные веяния, исчезнет их пропорциональная гармоничность. По той же причине навесные шкафы редко открываются вверх. Кухни компонуются высокими навесными распашными шкафами или шкафами средней высоты.
Особое место в гарнитурах занимают витрины и буфеты. Витрины – высокие шкафы с витражными дверцами – могут устанавливаться прямо на стол. Иногда их снабжают одним или двумя рядами маленьких выдвижных ящиков, в которых хранят столовое белье и разные мелочи. Буфеты – элементы кухонного гарнитура, в которых нижняя часть – классические распашные шкафы, а верхняя оборудуется шкафами с витражными фасадами.
Соединяет шкафы между собой столешница. Верхние шкафы часто приподнимаются над столом, образуя небольшую нишу.
В деревянных кухнях большое внимание уделяется полкам и полочкам. Они способны заменять собой шкафы. Полки могут образовывать целые конструкции, напоминающие каминные ниши. Для создания такого эффекта используют фигурные накладки-наличники. Вместе с выдвижными узкими ящиками по бокам или просто боковинами шкафов они образуют небольшое замкнутое пространство. Такие ниши могут располагаться над варочной панелью или мойкой.
Стена в глубине ниши закрывается либо фартуком, либо панелью в тон фасадам. Полки разбивают монотонность конструкции. При использовании высоких навесных шкафов это особенно актуально. Дизайнеры пытаются зрительно снизить давящее впечатление высокой кухни путем применения шкафов разной высоты. Классическая кухня лучше всего смотрится, когда высота навесных шкафов не превышает высоту стола. Зрительная приземистость конструкции создает ощущение уюта. Выдвижные ящики могут быть совсем маленькими. Их принято подвешивать под навесные шкафы. Хотя они не очень удобны, часто маленькие детали в таких кухнях просто необходимы для подчеркивания стилевых особенностей композиции. Кассетницы, т.е. напольные ящики с выдвижными секциями разной ширины, смотрятся оригинально. Горизонтальные линии этих шкафов визуально разбивают плоскость поверхности кухни.
Возможности компоновки гарнитура определяются самым главным параметром – размером и формой помещения кухни. На маленькой кухне любая мебель может казаться громоздкой, тем более деревянная, особенно темных пород. Поэтому лучше остановить свой выбор на светлом дереве (классическом дубе, сосне, березе) или выбрать кухню окрашенную, но светлыми тонами – белым, бежевым, фисташковым. Высокие навесные шкафы будут зрительно подчеркивать, что кухня невелика. К тому же сами по себе они не очень удобны, доступность верхних полок таких шкафов возможна только со стремянкой.
Многие кухонные менеджеры, особенно в российских салонах, навязывают покупателям менсолы. Это конструктивный элемент, декоративная полка, которая укладывается поверх навесных шкафов и колонн. Менсола может скрывать коммуникации вытяжки, и многие покупатели включают их в свои гарнитуры. Но на маленькой кухне менсола, особенно сложной конструкции (такие «терема» любят городить отечественные дизайнеры кухонь), выглядит неуместно, еще больше подчеркивая небольшие размеры помещения. Всю красоту и своеобразный стиль классической мебели можно показать только в просторных кухнях. Здесь можно расположить тумбы, объединенные большой общей столешницей. Очень интересно и по-настоящему в духе старины выглядит мебель, в которой каждый стол – это самостоятельный элемент со своей столешницей, такие элементы ставятся на некотором расстоянии друг от друга.
Настоящей изюминкой кухни может стать остров, состоящий из нескольких тумб, объединенных столешницей. Он может иметь два фасада с дверцами и две торцевые стороны. В другом варианте возможна комплектация четырьмя фасадами. На самом деле реально открываться будут только два, а боковины – просто имитировать дверцы фасадов. Остров устанавливается отдельно от основной кухни, обычно его выносят в центр помещения. Здесь располагают либо мойку, либо варочную панель, либо разделочный стол. Для удаления запахов пищи над варочной панелью острова устанавливается вытяжка. Иногда к острову приставляют барные табуреты, и он превращается в многофункциональный стол. Остров логично разделяет кухню на рабочие зоны: зону разделки-мытья и зону приготовления пищи. Это очень удобно, тем более что тумбы острова сами по себе вместительны и позволяют хранить много нужных мелочей. Стиль кантри дает возможность применения совершенно эксклюзивного способа компоновки кухонного гарнитура, который не встречается в других стилях. Это подвесные конструкции над островом для размещения кухонной утвари. Они придают кухне неповторимый колорит загородного дома. Эти конструкции представляют собой рамы, подвешенные к потолку на цепях. Внутри рамы имеется несколько рейлингов с крючками или специальными держателями. На крючки можно развесить необходимые при готовке предметы: половники, ковши, сито, разделочные доски. Держатели могут быть приспособлены для подвешивания рюмок и бокалов. Сверху на решетку, состоящую из рейлингов, можно ставить кастрюли и корзины. Подвесная конструкция не занимает полезного места, тем эффективнее ее использование. Предметы не просто находятся на виду, они легко доступны и не теряются в глубинах шкафов. На этой раме можно разместить и светильники.
Кухня кантри призвана создавать уют в доме, поэтому так важны небольшие мелочи, каждая из которых должна быть милой и симпатичной. Ручки, петли, рейлинги чаще всего выполняются из желтых металлов под медь и латунь. Для создания эффекта старения делают патину (неравномерный цвет на детали). Когда смотришь на такую вещь, она кажется истертой от времени. Актуально использование дополнений в виде деревянных вставок, керамики, расписанной цветами и др. Ручки имеют самую простую круглую, овальную форму или выполняются в виде петель. Иногда производители кухонь используют элементы в виде «балкончиков». Это ряд небольших балясин, установленных на край полки. Верхняя часть навесных шкафов всегда дополняется карнизом. Он может быть декорирован резьбой, интарсией или иметь выгнутый профиль, логично завершающий конструкцию гарнитура. Менсола чаще всего применяется для того, чтобы зрительно объединить навесные шкафы, разделенные вытяжкой. Наружный край менсолы закрывается карнизом, подчеркивая «монолитность» гарнитура. В гарнитуре могут присутствовать сушки для посуды, выполненные из дерева. Деревянная сушка может иметь вполне привычный вид. Интересна конструкция, состоящая из деревянных прутьев, вертикально установленных между двумя полками. Тарелки расставляются в промежутки. Компоновка из двух таких сушек разной высоты выглядит очень эффектно.
Столешница – один из самых важных элементов любой кухни. Она должна претерпевать ежедневные невзгоды, не теряя при этом отличного вида. Классическим дополнением к дереву является камень. В кухнях активно используют натуральный мрамор, гранит. Гранит не боится механических повреждений, воздействия различных растворов (от уксуса до масла). Мрамор имеет пористую структуру, в которой могут сохраняться остатки пролитых жидкостей, к тому же в порах могут разводиться бактерии (например, участок рядом с мойкой). Кухни часто комплектуются ламинированными столешницами, покрытие обычно имитирует камень. Расцветка столешницы должна подходить по тону к цвету фасадов. Если фасад имеет теплый тон, значит, и ламинат должен быть теплого тона. Когда фасады кухни сделаны из натурального дерева, выбирать ламинат под дерево не стоит. Разница между настоящим и искусственным будет очевидна. Сейчас все большую популярность приобретают столешницы из композитных материалов, особенно кориана. Кориан делается из акриловой смолы и каолина (белой глины). Это легкий и чрезвычайно стойкий к нагрузкам материал. Покупатель имеет возможность выбирать из большого количества цветовых решений. Расцветки «под камень» не только хорошо сочетаются с деревом, но и скрывают случайные загрязнения и мелкие царапины. При возникновении заметных дефектов поверхности кориан просто зашлифовывается. Скол можно подклеить. Другие композиты состоят из каменной (гранитной, мраморной) крошки, сцепленной акрилом. Они более прочные, чем кориан, но зато и более тяжелые. Одним из решений столешницы является покрытие ее керамической плиткой. Плитка подбирается в тон дереву. Покупатели часто останавливают свой выбор на терракоте – теплом тоне натуральной глины, которая так хорошо сочетается с деревом. Самым лучшим вариантом может стать глазурованная термостойкая и ударопрочная керамика. Она чрезвычайно проста в уходе и прекрасно выдерживает воздействие на нее во время готовки. Плитка укладывается также и на стену.
Привычные мойки из нержавейки не сочетаются со стилем кухни кантри. Если выбирать стальную мойку, ее надо будет поддержать техникой и другими деталями из стали. В салонах можно увидеть и хромированную сталь, она имеет медный оттенок. Наиболее приемлемый, но при этом дорогой вариант, мойки из композитных материалов: фрагранита, силгранита, кориана. Их чаши могут иметь разную форму, например, квадратное корыто и два треугольных крыла по бокам – это мойка для размещения в углу кухни. Старинный вид имеют мойки из керамики, чаще всего они бывают серого или кремового цвета. Очень интересно и самобытно выглядят керамические мойки, покрытые ручной росписью. Мойки из керамики не всегда врезаются в столешницу, они могут быть массивными и накладываться на столешницу сверху. Такая большая мойка устанавливается на более глубокую тумбу, таким образом, стол с мойкой словно вышагивает вперед. Дорогие латунные мойки делаются специально для почитателей красивой сантехники, они словно вернулись из прошлого века. К ним следует покупать соответствующий кран, и остальные элементы кухни должны сочетаться с латунью.
Даже самая старинная на вид кухня компонуется современной техникой. Варочные панели, духовки, микроволновки и вытяжки должны скрывать свою современность за фасадом старины, т.е. техника на такой кухне не должна выделяться. Современная техника часто подражает линиям и внешности своих прародителей. Ее комплектуют простыми крупными ручками. Устанавливают часы, но не электронные, а механические. Окошки духовок могут быть овальными или круглыми, а ручки напоминать золоченый рейлинг. Решетки газовой варочной поверхности утрированно велики, как на настоящих печах, «работающих» на дровах. Вытяжка каминного типа в виде фигурного колпака оформляется деревянными накладками. Кухня должна и может быть теплой и уютной. И если ваше представление об уюте – это дерево, то филенчатые кухни в стиле кантри созданы специально для вас.